Механизмы воздействия музыки на человека

            Каждое действие или событие, проживаемое человеком, его мысли сопровождаются различными ощущениями, чувствами, внутренними состояниями. Существуя в неразрывном единстве, они переплетаются настолько, что мы очень часто не отдаём себе в этом отчёта. Наши действия  вызывают перемену нашего самочувствия и состояния, а чувства влияют на наши действия. Очень сложно осознать, что первично – пришла мысль, и вследствие этого возникло ощущение, или наоборот, сначала мы что-то почувствовали, и это вызвало определённые мысли.

События могут идти снаружи, в виде того, что происходит вокруг нас. События могут создаваться нами при помощи наших действий, и в таком случае, наше действие тоже является событием. События могут создаваться внутри человека – как побуждения, мысли, идеи.

Слой внутренних ощущений очень богат своим разнообразием, многогранностью. Он накапливает информацию обо всех событиях, которые мы переживаем, формируя наш эмоциональный опыт. Состояния бывают более или менее устойчивыми, длительными, глубокими – всё зависит индивидуально от каждого.

         Условная схема единства событий и чувств

рис. 1

            События и чувства находятся в едином связанном потоке, влияя друг на друга. Наши мысли или действия изменяют наши ощущения, а наши чувства влияют на наши действия.

            Музыка, как временнóе искусство, состоит из событий, которые следуют друг за другом. Эти события – звуки, которые организованы в ритмические блоки и музыкальные интонации, мотивы, фразы. Так же, как событие в жизни, музыкальное событие может быть совсем простым (один музыкальный звук), а может состоять из целого набора событий, происходящих одновременно (музыкальная фраза целого оркестра). Основное свойство музыки (именно когда мы её воспринимаем как музыку) – способность влиять на слой наших внутренних ощущений, вызывая различные чувства и состояния. Музыка, при помощи своих средств выразительности может вызывать ощущения и чувства, которые человек переживает в течение своей жизни.

 

            Часто после концерта, особенно это касается классической музыки, возникает ощущения некого прожитого жизненного опыта. Как будто за время концерта с тобой что-то происходило - действия, события. Может показаться, что как будто сам где-то побывал, что-то понял, осознал, прожил. Бывает, что хочется дослушать музыку до конца, чтобы услышать итог произведения. А иногда наоборот, музыкальное действие становится не интересным или неприятным, словно смотришь фильм, который не нравится.

            Каждое из музыкальных событий может нести определённое ощущение. Выстраиваясь в последовательный ряд, они разворачивают музыкальную картину, которая вызывает события внутреннего слоя - чувства и состояния, постепенно распаковывая следы различные ощущений от возможных событий жизни,  но без реально существующих действий в данный момент. Во время звучания музыки, человек начинает путешествие по миру собственных ощущений и чувств. Возникают последовательности ощущений и состояний, как если бы он реально проживал данные события. В результате, эта цепочка музыкальных событий приводит его к чувству, что за время прослушивания музыки он что-то понял, т.е. получил реальный жизненный опыт.

Механизмы воздействия музыки

рис. 2                                                                                                         
Е.Белозёров

Подпишитесь на наши новости

Belozer Studio